Срібний вовк (Львів) Клуб історичної реконструкції - Срібний вовк
Привіт, гість [ Реєстрація | Увійти ] 07 Жов, 2013 - 07:40 Українська Російська
Головна
Проекти
Архіви
Галерея
Форуми
Стежки

 

 
 

У даний час 0 користувачів онлайн.

Ви анонімний користувач.




Czехо-Sловацька реконструкція - або як Фавн побував на фесті >>

Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков

Опубліковано: Julia | Чт, 13 Жов, 2005 Надрукувати | Відправити | переглядів: 67517 |

Веб-переложение иллюстрированного альбома. Множество больших фото. Украшения, амулеты, русальные браслеты. Текст - Б.А. Рыбаков. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971.

Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7 >

Узорочье русских городов существенно отличается от деревенского. Оно выступает перед нами в двух разных категориях: во-первых, как искусство самих посадских горожан, творцов феодальной культуры, и во-вторых, как созданное их руками искусство боярско-княжеских кругов. Между изделиями существуют различия в ценности материала, в тонкости отделки, в некоторых технических приемах, но стилистически и сюжетно обе категории городского прикладного искусства очень близки, что вполне естественно при единстве творческой среды.

Единство стиля мы наблюдаем и в другом отношении: все виды городского прикладного искусства – украшения и утварь, книжная орнаментика, архитектурная декорация – стилистически, а порою и сюжетно очень близки друг к другу. Так, когда мы рассматриваем инициалы Юрьевского евангелия 1120-х годов, нам кажется, что перед нами эскизы будущих рельефов – белокаменной резьбы Владимиро-Суздальской земли. Любуясь серебряными браслетами XII века с изображениями птиц, львов и грифонов, размещенных в награвированных аркадах, мы невольно воспринимаем их как двойников современных им грифонов и львов в белокаменных арках владимирских соборов. Миниатюры Остромирова евангелия 1056 года (художник четким золотым контуром обводил границы каждого цветового пространства) напоминают великолепные изделия с перегородчатой эмалью, где мастера тонкими золотыми полосками отделяли один цвет от другого.

По технике исполнения изделия городских мастеров, особенно тех, которые обслуживали самых знатных заказчиков в княжеских дворцах, не уступали образцам самого передового мирового искусства того времени – искусства Византии и Ближнего Востока. Чеканщики могли изготовить превосходные рельефы на серебре, литейщики отливали сложные хитроумные изделия. Мастера золотых и серебряных дел в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой, а иногда покрывали гладкую серебряную поверхность колта тысячами (!) микроскопических колечек и на каждое (!) колечко напаивали крошечное зернышко серебра. Особенной тонкости мастерства требовало эмальерное дело, где рисунок на золоте создавался напаиванием на ребро тонких золотых перегородок, между которыми плавилась многоцветная эмаль (финифть), недаром немецкий ученый-технолог XI века Теофил из Падерборна, перечисляя страны, прославившиеся тем или иным мастерством, на одном из первых мест назвал Русь, известную в Европе своими эмалями и изделиями из серебра с чернью.

26. Бусы из клада, найденного в 1900 году у села Сахновка, Каневского уезда, Киевской губернии.
Золото, гранат, янтарь, оникс. Скань, зернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

27. Ожерелье с четырехконечным крестом, бусами и крестовидными подвесками, найденное в 1903 году в Киеве, в ограде Михайловского монастыря.
Серебро. Чеканка, зернь. XII в.
Государственный Исторический музей

28. Бусы из клада, найденного в 1900 году у села Сахновка, Каневского уезда, Киевской губернии.
Золото, камень, жемчуг. Скань. XII в.
Киевский государственный исторический музей

29. Ожерелье с дутыми бусинами и подвесками в виде кринов из клада, найденного в 1901 году в Киеве около Трехсвятительской церкви.
Серебро. Чеканка. XII в.
Киевский государственный исторический музей

30. "Рязанские бармы". Ожерелье с медальонами и бусами из клада, найденного в 1822 году в Старой Рязани.
Золото, самоцветы, жемчуг. Перегородчатая эмаль, скань, зернь. XII в.
Государственная Оружейная палата

31. Ожерелье с медальонами и бусами из клада, найденного в 1822 году в Старой Рязани.
Золото, самоцветы, жемчуг. Скань, зернь. XII в.
Государственная Оружейная палата

32-34. Медальоны (с изображениями Богоматери, Христа и архангела) от ожерелья из клада, найденного в 1900 году у села Сахновка, Каневского уезда, Киевской губернии (увеличены).
Золото, жемчуг, цветное стекло. Перегородчатая эмаль, зернь. XII – начало XIII в.
Киевский государственный исторический музей

35. Перстень с княжеским знаком.
Серебро. Чеканка. XII в.
Государственный Исторический музей

36. "Черниговская гривна". Змеевик князя Владимира Мономаха, найденный под Черниговом.
Золото. Литье. Конец XI в.
Государственный Русский музей

37. Серьга киевского типа.
Серебро. Скань, зернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

38. Подвеска в виде «сионца» из клада, найденного в 1822 году в Старой Рязани.
Золото. Перегородчатая эмаль, скань. XII в.
Государственная Оружейная палата

39. Киевские серьги.
Золото. Скань, зернь. XII в.
Государственный Исторический музей

40. Колт.
Серебро. Скань. XII в.
Киевский государственный исторический музей

41. Медальон (увеличен).
Золото. Перегородчатая эмаль. XII – начало XIII в.
Государственная Оружейная палата

Художественное творчество городских мастеров не было безымянным. Нам известны имена нескольких ювелиров: Флор-Братила из Новгорода (начало XII века), Константин из Новгорода (середина XII века), Константин из Вщижа, Лазарь Богша из Полоцка (1160-е годы), Максим из Киева.

Посадские мастера, удовлетворявшие массовый спрос своих сограждан, не могли так тщательно отделывать каждую вещь, как при заказах князей или епископов. Чеканку они заменяли штамповкой на матрицах, литье по тонким восковым моделям, уничтожаемым в процессе производства, заменяли литьем в твердых каменных формах, допускавших многие сотни отливок. Тонкую напаянную зернь и скань из крученой проволоки имитировали посредством простого литья. Все было направлено на то, чтобы с наименьшими затратами времени, сил и материалов создать много таких вещей, которые были бы похожи на дорогие, тщательно, кропотливо отделанные княжеские и боярские украшения.

42 (1,2). Литейные формы для серебряных колтов.
Шифер. XII в.
Киевский государственный исторический музей

Главным источником наших сведений о художественном ремесле являются многочисленные клады, зарытые во время нашествия Батыя в 1237-1241 годах. Среди них нет ни одного клада с оружием или посудой, все они представляют собой гарнитуры украшений княгинь и боярынь, спрятанные во время опасности. Вещи, содержащиеся в этих кладах, относятся к более широкому хронологическому периоду – 1170-1240 годам. Очень важно отметить, что во многих кладах содержатся вещи более чем из одного гарнитура: одни из них принадлежат к парадному (очевидно, свадебному) убору, другие же, более простые – к повседневному.

Убор княгини состоял, судя по миниатюрам и археологическим данным, из "венца городчатого" – высокого кокошника, увенчанного в верхней части золотой зубчатой короной с эмалевыми изображениями и жемчугом. От боковых сторон венца к плечам на золотых узорчатых цепях ("ряснах") спускались колты – округлые чечевицеподобные подвески, тоже с эмалевыми изображениями. Шею и оплечье украшали бусы, золотые плетеные гривны и золотые монисты из больших медальонов, усыпанных самоцветами. Браслеты в этом уборе, очевидно, не полагались, так как ни одного золотого браслета с эмалью и камнями, который соответствовал бы по стилю всем остальным предметам гарнитура, ни в одном кладе не найдено. Браслеты, вероятно, заменялись шитыми парчовыми поручами, завершавшими узкий рукав верхней одежды. На самых торжественных уборах, предназначенных, очевидно, для церемоний, связанных с церковными обрядами, имеется много христианских изображений. На одной из корон изображен целый деисусный чин, который впоследствии стал помещаться в церковных иконостасах: Иисус Христос, Богородица, Иоанн Предтеча, два архангела и два апостола. Эмалевая надпись "ПАВЬЛЪ" удостоверяет русское, а не византийское происхождение короны. Церковные сюжеты часты на монистах и на колтах.


43-45.Венец из клада, найденного в 1900 году у села Сахновка, Каневского уезда, Киевской губернии. Детали (43,44) сильно увеличены.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Киевский государственный исторический музей

46, 47. Колт (лицевая и оборотная стороны), найденный на Княжей Горе, Черкасского уезда, Киевской губернии.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII - первая треть XIII в.
Киевский государственный исторический музей

48. Рясны.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII – первая треть XIII в.
Государственный Исторический музей

49. Колты.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Киевский государственный исторический музей

50-53. Колты.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Киевский государственный исторический музей

54. Рясны и колты (последние найдены на Княжей Горе, Черкасского уезда, Киевской губернии).
Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Киевский государственный исторический музей

55. Колт (оборотная сторона) и подвеска.
Медь. Перегородчатая эмаль. XIII в.
Киевский государственный исторический музей

56, 57. Колты.
Медь. Перегородчатая эмаль. Начало XIII в.
Киевский государственный исторический музей

58. Колт из клада, найденного в 1882 году в Старой Рязани (деталь сильно увеличена).
Золото, самоцветы, жемчуг. Ажурная скань. XII в.
Государственная Оружейная палата

59. Подвеска в форме "сионца" (с изображением евангелистов) к ожерелью из клада, найденного в 1887 году в Киеве на территории Михайловского Златоверхого монастыря.
Золото. Скань, зернь, перегородчатая эмаль. XII в.
Государственный русский музей

60. Медальон в ожерелье из клада, найденного в 1851 году у деревни Исады около Суздаля.
Серебро. Гравировка, чернь, скань, зернь. XII-XIII вв.
Государственный Исторический музей.

Наряду с такими пышными и очень дорогими золотыми уборами, напоминающими коронационные, существовали более скромные серебряные. В них никогда не встречаются короны "городчатых венцов", нет рясен, состоящих из ряда круглых медальонов, и поэтому их следует считать или повседневным убором княгинь, или убором боярынь. В их орнаментике больше языческих элементов, и по стилю они ближе к украшениям простых горожанок.




Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7 >
Надрукувати | Відправити | переглядів: 67517 |

 Автори  Правила  Copyrights 2005-2006 (c) Срібний вовк (Львів)

Душевая кабина Поиск по каталогу, уточнение по цене Описание продукции, цены trikirpicha.com выпадение волос cirulnik.com.ua оригинальная техника Витек . лучшее сатиновое постельное белье от магазина Люкс Текстиль в Украине . Магазин детских электромобилей купить детский электромобиль.
Душевая кабина Поиск по каталогу, уточнение по цене Описание продукции, цены trikirpicha.com выпадение волос cirulnik.com.ua