Срібний вовк (Львів) Клуб історичної реконструкції - Срібний вовк
Привіт, гість [ Реєстрація | Увійти ] 02 Вер, 2013 - 06:49 Українська Російська
Головна
Проекти
Архіви
Галерея
Форуми
Стежки

 

 
 

У даний час 0 користувачів онлайн.

Ви анонімний користувач.




Czехо-Sловацька реконструкція - або як Фавн побував на фесті >>

Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков

Опубліковано: Julia | Чт, 13 Жов, 2005 Надрукувати | Відправити | переглядів: 66779 |

Веб-переложение иллюстрированного альбома. Множество больших фото. Украшения, амулеты, русальные браслеты. Текст - Б.А. Рыбаков. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971.

Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7 >

Множество произведений декоративного искусства хранилось в церквях. Воздвигаемые на видных местах, возвышавшиеся над обычными постройками, обозреваемые и с городских площадей и с далеких подъездов к городу, предназначенные для посещения горожанами, знатью и иноземцами, церкви и соборы были средоточием средневековой культуры.

Мастера-декораторы украшали порталы и стены соборов белокаменной резьбой, кружевом из позолоченной меди обрамляли купола и закомары, тончайшим золотым письмом расписывали церковные врата. Один из русских летописцев XII века, Кузьмище Киянин, так описывал дворцовую церковь в Боголюбовском замке, построенную Андреем Боголюбским:

"Князь Андрей создал эту церковь в память себе и украсил ее многоценными иконами, золотом, самоцветами и великим бесценным жемчугом. Он снабдил ее различными окладами на иконы, каменными досками и разукрасил всяким узорочьем. Церковь стала такой сияющей, светлой, что трудно было смотреть, так как вся она была золотой. Князь украсил ее удивительной и дорогой церковной утварью так, что все приходившие дивились и не могли выразить своего восхищения ее великолепием: она была украшена золотом и эмалью, снабжена всей необходимой церковной утварью, всевозможными богослужебными сосудами и золотым "иерусалимом" с драгоценными каменьями, дорогими рипидами и разнообразными паникадилами. Внутри храм снизу доверху, по стенам и по колоннам, был окован золотом. Двери и портал тоже были окованы золотом. Был построен киворий, покрытый золотом от верха до деисуса. Вся церковь была построена с необычайным искусством и украшена всем, приличествующим храму: купол ее князь вызолотил, церковные своды и аркатурный пояс тоже были вызолочены и расцвечены каменьями. Башня вне церкви тоже была покрыта позолоченной кровлей. По всем церковным сводам и по соседней аркаде перехода во дворец были поставлены золотые птицы, кубки и позолоченные флюгера…"

Летописец Кузьмище Киянин подробно и восхищенно описал великолепный средневековый собор, над созданием и украшением которого трудились и архитекторы, и декораторы, и "кузнецы меди, серебру и золоту". Раскопки в Боголюбове подтвердили правильность слов Кузьмища Киянина: около сохранившейся башни найдены фундаменты аркады, рядом с церковью найден великолепный белокаменный восьмиколонный киворий.

Портал действительно был обит листами позолоченной меди. В других зданиях есть медные двери, на которых протравлен и покрыт золотом рисунок; в музейных коллекциях есть и "цаты с финиптом", и позолоченные "иерусалимы", и сосуды для причастия, и паникадила.

64, 65. Паникадило (хорос)
Медь, литье. XII в.
Киевский государственный исторический музей

66. Иконка с изображением Христа (увеличена)
Золото, жемчуг. Перегородчатая эмаль, скань. Первая треть XIII в.
Государственная Оружейная палата

67. Иконка с изображением Глеба (Давида), найденная на Таманском полуострове.
Камень-жировик. 1067-1068 гг.
Государственный Исторический музей

68-77. Дробницы с изображением деисуса и святых, закрепленные на окладе XIX века с иконы Богоматери Знамения.
Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

78. Саккос московского митрополита Алексея. Сшит из шелковой византийской ткани в 1364 году.
Украшен золотыми дробницами с перегородчатой эмалью первой трети XIII века.
Шитье жемчугом XIV века.
Государственная Оружейная палата

79. Оплечье саккоса митрополита Алексея.

80, 81. Дробницы в форме квадрифолия на саккосе митрополита Алексея.
Золото. Перегородчатая эмаль. Первая треть XIII в.

82. Кайма на подоле саккоса митрополита Алексея. Деталь.

83. Епитрахиль от облачения московского митрополита Алексея.
Шитье жемчугом. Середина XIV в.
Золотые дробницы с перегородчатой эмалью XIII в.
Государственная Оружейная палата

84. Поруч Варлаама Хутынского из новгородского Хутынского монастыря.
Шитье пряденой золотной нитью и мелким жемчугом. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

Великолепным образцом золотого письма по меди являются западные и южные двери Рождественского собора в Суздале, относящиеся к началу 1230-х годов. Обе двери изощренно украшены орнаментальными полосами, разделяющими пластины с сюжетными изображениями.

На западных (главных) вратах даны евангельские и апокрифические сюжеты. Южные врата целиком посвящены военным сюжетам (библейские мифы об архистратиге Михаиле и его победах над врагами); в особых медальонах изображены святые воины (Георгий, Федор Стратилат, Федор Тирон, Дмитрий Солунский, Нестор, Евстафий). Два медальона посвящены врачам-целителям. Словно призывая сограждан к твердлсти духа, художник изобразил также пророка Даниила, вдохновлявшего войска на бой с иноплеменниками, и трех отроков в "пещи огненной", пострадавших за свои убеждения. Такой целенаправленный подбор военных сюжетов, быть может, объясняется тем, что постройка собора началась в годы, когда на южной границе Руси обосновались грозные войска Чингисхана, разгромившие русских князей на Калке. В эти годы посвятить южные врата нового собора святым покровителям в войнах было вполне уместно.

85. Западные двери Рождественского собора в Суздале. Деталь.
Медь. Золотая наводка. Начало XIII в.

86-88. Южные двери Рождественского собора в Суздале. Детали.
Медь. Золотая наводка. Первая треть XIII в.

89. "Покров Богоматери". Деталь южных дверей Рождественского собора в Суздале.
Золотая наводка на меди. Первая треть XIII в.

Подобная техника золотого письма применялась для украшения не только входных дверей порталов, но и внутренних, так называемых царских врат, отделявших алтарь от остальной церкви. Образцом могут служить небольшие врата из коллекции Н.П.Лихачева. Изображения сцены Благовещения и четырех евангелистов ни них близки к книжной миниатюре, а орнамент обрамления пластин с его растительным плетением и грифонами очень близок к орнаментике ювелирных изделий. По начертаниям букв в надписях лихачевские врата следует датировать серединой или второй половиной XII века.

90. Царские врата (из б.собрания Н.П.Лихачева).
Медь. Золотая наводка. XII в.
Государственный Русский музей

91. Евангелист Марк. Деталь царских врат (из б.собрания Н.П.Лихачева).
Медь. Золотая наводка. XII в.
Государственный Русский музей

Внутри церкви посетителям особенно были заметны паникадила в двенадцать – шестнадцать свечей, освещавшие внутреннее пространство храма. Мастера-литейщики делали их из ажурных бронзовых пластин, а около каждой свечи помещали, словно сказочную жар-птицу, изображение птицы или крылатого грифона.

В ризнице новгородского Софийского собора сохранились два "иерусалима", "сиона". Так называли серебряные или золотые модели храмов, выносимые во время торжественных богослужений на срединную часть церкви.

Один из новгородских сионов дошел до нас в плохой сохранности, уцелел лишь самый остов из шести колонн и купола. Наибольший интерес представляют ажурные тимпаны арок с шестью большими серебряными цветами на каждом. Возможно, что это тот "иерусалим", который был изготовлен новгородцами после того, как Всеслав Полоцкий, овладев Новгородом, взял существовавший там сион в качестве трофея. (Об этой обиде новгородцы помнили еще в 1180 году, когда их князь Мстислав Храбрый собирался отвоевывать церковную утварь у внука Всеслава.)

Особенно хорошо известен второй сион новгородского Софийского собора, основная часть которого изготовлена новгородским мастером середины XII века. Сион представляет собой купольную ротонду с шестью арками, опирающимися на узорчатые романские колонны с растительным орнаментом. В каждой арке – ажурный плетеный тимпан и две прямоугольные дверцы с чеканными изображениями апостолов, как бы беседующих друг с другом под арками здания. В верхней части дан деисусный чин. Шесть верхних медальонов и двенадцать фигур апостолов на створках стилистически едины и, можно полагать, сделаны одним мастером, по всей вероятности, не ранее середины XII века. Фигуры апостолов даны в рост; головы их несколько крупноваты, лица характерны и выразительны. Художник умело строит ракурсы, интересно и разнообразно драпирует фигуры. Чтобы достичь большей декоративности, чеканщик применил позолоту и чернь. В целом сион Софийского собора представляет собой прекрасный образец русского чеканного искусства середины XII века.

92. Малый сион Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

93. Большой сион Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка, позолота, чернь. Середина XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

94, 95. Богоматерь и Христос. Изображения на куполе Большого сиона Софийского собора в Новгороде.
Чеканка по серебру. Середина XII в.

96, 97. Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. Изображения на куполе Большого сиона Софийского собора в Новгороде.
Чеканка по серебру. Середина XII в.

98, 99. Архангел Михаил и Василий Великий. Изображения на куполе Большого сиона Софийского собора в Новгороде.
Чеканка по серебру. Середина XII в.

100-103. Апостолы. Фигуры на дверцах Большого сиона Софийского собора в Новгороде.
Чеканка по серебру. Середина XII в.

104. Апостол Петр. Изображение на дверце Большого сиона Софийского собора в Новгороде (деталь увеличена).
Чеканка по серебру. Середина XII в.

В ризнице того же Софийского собора хранятся два великолепных сосуда XII века, подписанные именами изготовивших их мастеров. Сосуды очень близки по стилю, хотя сделаны в разное время. Очевидно, второй мастер – Коста – копировал изделие своего талантливого предшественника Флора-Братилы.

Сосуд Братилы в сечении имеет форму квадрифолия; книзу он суживается, переходя в круглый поддон. Особую пышность ему придают ручки в виде изогнутого цветка на стебле, покрытые тончайшим узором. На округлых гранях тулова вычеканены фигуры святых в рост, а на острых гранях и внизу – декоративные изогнутые растения. Кроме Христа и Богородицы здесь есть фигуры Петра и Варвары. Это объясняется надписью на поддоне: "Се сосуд Петрилов и жены его Варвары". Значит, этот сосуд для причастия был предназначен какой-то знатной и богатой супружеской паре, имевшей возможность причащаться не из общего церковного потира, а из особого личного сосуда, очевидно, в своей домовой церкви.

Все это, равно как и мастерство отделки сосуда, говорит в пользу знатности Петрилы. Летописи знают посадника новгородского Петрилу Микульчича, погибшего на войне в Суздальщине в 1135 году. По всей вероятности, сосуд работы Братилы был заказом этого видного боярина.

105. Кратир из Софийского собора в Новгороде. Работа мастера Братилы.
Серебро. Литье, чеканка, позолота, гравировка. Первая четверть XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

106. Птица. Изображение на ручке кратира мастера Братилы.
Гравировка по серебру. Первая четверть XII в.

107. Орнамент на кратире мастера Братилы.
Чеканка по серебру. Первая четверть XII в.

108. Подпись мастера Флора-Братилы на дне новгородского серебряного кратира: "Господи помози рабу своему Флорови. Братило делал".
Первая четверть XII в.

Спустя некоторое время другой мастер – Константин (Коста) – сделал сосуд для другого новгородского боярина, тоже Петра по имени, взяв за образей изделие Братилы.

Примерно в это же время и в этом же кругу новгородских мастеров был выполнен прекрасный серебряный оклад большой иконы Петра и Павла в Софийском соборе. Он орнаментирован сплошным узором из крупных чеканных цветов и листьев, а по широким полям художник поместил арки, внутри которых изобразил различных святых. Исследователи устанавливают стилистическое сходство фигур на окладе и фигур на сосудах Братилы и Косты и считают временем изготовления оклада время княжения в Новгороде Всеволода-Гавриила Мстиславича (1125-1136 годы), так как архангел Гавриил, христианский патрон этого князя, изображен в царских одеяниях. Обращает на себя внимание подбор святых на окладе: всю правую половину оклада занимают святые целители, врачи. Особняком стоят две женские фигуры – Варвары и Феклы.

В княжение Всеволода была только одна большая и тяжелая для новгородцев кампания, которая могла вызвать такой специальный подбор покровителей военного и врачевального дела, - поход на Суздальщину 1135 года, в котором погиб уже знакомый нам посадник Петрила. Так как икона посвящена патрону посадника – апостолу Петру, а на окладе есть и изображение св. Варвары, то можно думать, что роскошный оклад на патрональную икону посадника Петрилы был заказан или самим посадником, или его женой, боярыней Варварой. Заказ мог быть выполнен тем же художником, который ранее изготовил для совместного причащения Петрилы и Варвары евхаристический сосуд. По случаю важности похода художник отвел много места покровителям воинов и святым целителям.

109. Св. Фекла. Изображение на окладе иконы Петра и Павла из Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

110. Св. Меркурий. Изображение на окладе иконы Корсунской Богоматери из Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

111. Св. Никита. Изображение на окладе иконы Корсунской Богоматери из Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

112. Орнамент на окладе иконы Корсунской Богоматери из Софийского собора в Новгороде.
Серебро. Чеканка. XII в.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

113. Орнамент на окладе иконы Богоматери Умиление.
Серебро. Чеканка, перегородчатая эмаль. XIII-XIV вв.
Государственная Оружейная палата

С именами Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского связан потир – сосуд для причастия из Переяславля-Залесского.

Юрий Долгорукий в конце своей жизни начал строить собор в Переяславле, но достраивать здание пришлось уже его сыну Андрею, стремившемуся увековечить "память отечества своего". Андрей, очевидно, снабдил новопостроенный собор и утварью, необходимой для богослужения. Из этой утвари уцелел потир с деисусным чином, дополненным изображением св.Георгия, патрона Юрия Долгорукого. Шесть медальонов представляют собой прекрасные образцы гравировки по серебру. Хороши выразительные фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Особенно же удалась художнику пластическая лепка голов архангелов.

114. Потир из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.
Серебро. Чеканка, позолота, гравировка. Середина XII в.
Государственная Оружейная палата

115, 116. Богоматерь и Христос. Изображения на потире из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.
Гравироввка по серебру. Середина XII в.

117, 118. Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. Изображения на потире из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.
Гравироввка по серебру. Середина XII в.

Большой интерес для истории прикладного искусства представляет богато украшенный напрестольный крест из Спасского монастыря в Полоцке, изготовленный в 1161 году. Крест обложен серебром, золотом, расцвечен самоцветами, украшен эмалевыми изображениями святых и эмалевыми же орнаментальными вставками; по граням он усажен жемчугом. Этот крест – редчайший образец тех средневековых изделий, по поводу даты и происхождения которых не нужно раздумывать и гадать – все нужные сведения написаны на нем самом при его изготовлении: заказчик – княжна Евфросинья Полоцкая; мастер – Лазарь-Богша (Богуслав?); дата – 1161 год; цена материала – 100 гривен; стоимость работы – 40 гривен; место назначения – храм Спасского женского монастыря в Полоцке. Сумма в 140 гривен очень значительна. Это – цена почти трех десятков холопов, или 140 волов, или целого стада в 700 баранов. Это – половина годового дохода епископа со всей епархии! Неудивительно, что на столь ценном кресте мастер написал самые страшные проклятия в адрес того, кто дерзнет отнять это сокровище у монастыря, будет ли он "властелин или князь или епископ".

Особый раздел в церковном искусстве составляют мощевики-ковчежцы для хранения разнообразных реликвий, вроде "древа от креста господня", мощей святых, "млека пресвятой Богородицы" и т.п. Образцом таких ковчежцев может служить небольшой серебряный мощевик, отделанный чернью.

119. Оправа для креста или мощевика из клада, найденного в 1882 году в Старой Рязани (увеличена)
Золото, самоцветы. Ажурная скань, зернь. XII в.
Государственная Оружейная палата

120. Ковчег-мощевик с изображением Христа Эммануила и предстоящих Флора и Лавра. Из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственная Оружейная палата

В древней Руси был обычай носить на груди поверх одежды большие двустворчатые кресты-энколпионы, внутри которых тоже находились разного рода мощи. В музейных коллекциях сохранилось множество энколпионов X – XIII веков самого различного качества – от простых ремесленных изделий до высокохудожественных произведений, изготовленных хорошими мастерами.




Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7 >
Надрукувати | Відправити | переглядів: 66779 |

 Автори  Правила  Copyrights 2005-2006 (c) Срібний вовк (Львів)

Характеристики Нокиа n8 Телефоны nokia n97 mini garnet. . Купить металлические двери в Украине от производителя.