Срібний вовк (Львів) Клуб історичної реконструкції - Срібний вовк
Привіт, гість [ Реєстрація | Увійти ] 29 Сер, 2013 - 05:11 Українська Російська
Головна
Проекти
Архіви
Галерея
Форуми
Стежки

 

 
 

У даний час 0 користувачів онлайн.

Ви анонімний користувач.




Czехо-Sловацька реконструкція - або як Фавн побував на фесті >>

Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков

Опубліковано: Julia | Чт, 13 Жов, 2005 Надрукувати | Відправити | переглядів: 66728 |

Веб-переложение иллюстрированного альбома. Множество больших фото. Украшения, амулеты, русальные браслеты. Текст - Б.А. Рыбаков. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971.

Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7

Совершенно особый мир образов раскрывается нам на широких двустворчатых браслетах. Здесь появляются кентавры, львы, солярные знаки, пьющие и пляшущие люди, гусляры и домрачеи. Есть здесь и изображения сиринов-вил, Симаргла, птиц, "древа жизни", но никогда не встречаются фигуры христианских святых.

134. Браслеты.
Серебро. Литье, гравировка, чернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

135. Браслет (с изображением птиц и зверей) из клада, найденного в 1896 году во Владимире.
Серебро. Позолота, гравировка. XII – XIII вв.
Государственный Исторический музей

136. Браслет с изображением птиц.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственный Русский музей

137. Личина на браслете (деталь сильно увеличена).
Серебро. Литье, гравировка, чернь. XII в.
Государственный Русский музей

Возможно, что полное отсутствие христианских изображений объясняется самим назначением браслетов. Женщины поддерживали браслетами длинные рукава праздничной одежды, надеваемой для плясок. Перед пляской женщина должна была снять браслеты и освободить длинные рукава. Пляски, игрища, особенно в дни русалий, очевидно, носили ритуальный заклинательный характер, судя по тому, что они подвергались исступленному преследованию со стороны церкви. Заклинательный характер пляски в одежде с длинными рукавами (когда женщина как бы обретала крылья, подобно виле) отразился в русской сказке о царевне-лягушке, где рассказывается о том, как после взмахов рукавами появлялись леса, сады, озера, лебеди. Предназначение браслетов для "бесовских игрищ" определяло специфическую тематику их орнаментики и не позволяло мастерам-ювелирам помещать на них изображения каких бы то ни было христианских святых.

138. Браслет из клада, найденного в 1903 году в Киеве на территории Михайловского монастыря.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственный Исторический музей

139. Браслет из клада, найденного в 1896 году во Владимире у древнего вала на территории Печернего города близ Владимирской часовни.
Серебро. Гравировка, чернь. XIII в.
Государственный Исторический музей

140. Браслет (с изображением птиц и грифонов-василисков) из клада, найденного в 1893 году в Киеве.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственный Русский музей

141. Изображение птицы на створке браслета из клада, найденного в 1893 году в Киеве.
Серебро. Чеканка, чернь. XIIв.
Государственный Русский музей

Большинство широких браслетов разделено по горизонтали на две зоны, резко отличающиеся по системе орнаментации. Чаще всего верхнюю зону художники расчленяли несколькими арочками, внутри которых гравировали изображения птиц, зверей, людей, деревьев. Арки иногда напоминают церковные закомары, а иногда настоящие аркады с колоннами. Видимо, они выражали понятие земли, по которой ходят люди и звери, и из которой вырастают растения. Тогда нижнюю зону естественно толковать как толщу самой земли или как подземный мир. Арки могли выражать и понятие неба, небосвода, тем более что иногда они покрыты точками, быть может, символизирующими дождь или звезды. Иногда над арками помещалась маска (солнце?). однако последние два предположения кажутся не очень убедительными.

В нижней зоне браслетов обычно преобладают два орнаментальных мотива: распластанные вширь корневища с отростками и ритмичная плетенка. Иногда плетенке нижнего яруса соответствуют в верхнем ярусе женские фигуры с сосудами в руках. Это позволяет понимать плетенку как идеограмму воды. Вода в сочетании с корнями – прекрасное выражение идеи плодородия, этот сюжет заставляет вспомнить содержание русальных плясок – молений о небесной воде для земных корней.

142-144. Изображения фантастических существ на створках браслета.
Серебро. Чеканка, золочение, гравировка, чернь. XII в.

Большой интерес вызывают солярные знаки, включенные в плетеный орнамент. Это обычно круг, перекрещенный наискось двумя полосами. Иногда встречаются два косых креста без круга. Нередко солнечные знаки (чаще всего парные) как бы сплетены с идеограммой воды. Изображение рядом двух солнечных знаков ведет нас к древним славянским календарям, отмечавшим таким образом месяц июнь. В наиболее подробном календаре IV века из села Ромашки под Киевом двумя крестами отмечен день Купалы (24 июня), день летнего солнцеворота, делящий год надвое. Дню Купалы предшествуют "русальная неделя" и дни, когда полям нужен дождь; сама же "русальная неделя", завершавшая купальской ночью с ее поисками трав, плясками и кострами, - это время цветения хлебов, когда дождь не нужен. Купальская обрядность – сочетание культа воды, русалок и солнца, огня. Считалось, что русалки в эти дни выходят из своих источников и рек и бродят по цветущим полям. На календаре из Лепесовки (Волынь), где все двенадцать месяцев изображены особыми рисунками, июнь, "русальный месяц", обозначен двумя косыми крестами, знаками солнца и огня, и волнистой линией, символом воды. Такое же сочетание двух косых крестов (в кругу или в прямоугольной рамке) с волнистыми линиями, сплетенными в красивый узор, мы видим и на многих широких браслетах, в которых женщины приходили на "бесовские игрища" русалий. Частое изображение в русском декоративном искусстве "двойного солнца", очевидно, связано в своих истоках именно с русальной обрядностью, с двумя периодами в году, когда солнце делит год надвое: в дни зимнего "корочуна" и летних купальских русалий.

Необычен и крайне интересен растительный орнамент на браслетах. Он резко делится по зонам. В нижней зоне обычно изображаются корни с "глазками" и побегами или связанные попарно, а иногда отдельные корневища, тоже с побегами. В верхней зоне браслетов встречаются три типа растений. Если это трилистники и пальметки, вписанные в сердцевидную фигуру, помещенную острием вверх, то, очевидно, мы имеем дело со стилизованным изображением молодого папоротника (для опознания важны боковые отростки). В архитектурном декоре папоротник изображался иногда довольно реалистически, как, например, на Дмитриевском соборе во Владимире. Папоротник был повсеместно связан с купальской обрядностью. Часто изображается и "древо жизни" в виде двух сильно изогнутых ветвей растения, то сближающихся, то расходящихся, с овальными плодами на концах ветвей. Древо обязательно имеет два корня и две ветви, образующие при соединении сердцевидную фигуру, обращенную острием вниз. Кроме этих двух, встречается еще один своеобразный тип растительного орнамента: две короткие ветви с полураспустившимися листьями отходят в стороны от центральной вертикальной линии. Иногда может показаться, что этот рисунок не имеет самостоятельного сюжетного значения и применяется просто для заполнения свободной поверхности браслета растительными завитками. Но археологи встречают подобное изображение слишком часто стоящим отдельно в центре колтов или на щитках перстней (в этих случаях ветви отходят горизонтально в обе стороны от центральной вертикальной опоры). Известен этот сюжет и этнографам. Все это говорит о том, что и этот рисунок наделен самостоятельным смысловым значением.

Можно высказать предположение, что все виды растительного орнамента на браслетах (а может, и на колтах) передают в стилизованном виде разные стадии роста священного у славян растения – хмеля. Хмель шел на изготовление ритуального меда и пива. Хмель и хмельные напитки играли у славян такую же роль, как х?ма – священное растение и священное питье у иранцев, или с?ма – у индийцев. Песни о хмеле широко известны у всех славян. Еще в XVI веке существовал обряд церковного освящения хмеля. Итак, по-видимому, орнамент передает все стадии роста хмеля с ранней весны до июля-августа; появление боковых ветвей и цветение хмеля происходит в июне, совпадая с двумя циклами русалий. Зная огромную роль виноградной лозы в южной орнаментике, мы не должны удивляться широкому применению хмеля в орнаменте тех областей, где виноградарства не было.

В орнаментике некоторых браслетов есть не только языческая символика, связанная с русальной и купальской обрядностью (двойное солнце, струящаяся вода, ветвящийся и цветущий хмель), но и изображения самих русалок и русальных игрищ. Так, на том киевском браслете (клад 1889 г.), где имеется двойной косой крест и символизирующая воду плетенка, в арочках награвированы вилы-русалки, расположенные по сторонам папоротникообразного растения.

Исключительный интерес представляет браслет из клада, найденного в Твери в 1906 году, один из лучших в художественном отношении. На нем изображены две простоволосые женщины, одетые в длинные рубахи без пояса, с рукавами, стянутыми браслетами, с каймой по подолу; широкая орнаментированная полоса идет посреди от ворота до подола. Обе они пьют из треугольных кубков (рогов?). Стоящая слева женщина держит свой кубок левой рукой, а правой прикасается к крылу Симаргла. Симаргл словно вырастает из земли, как растение, а на высоте локтя женщины плавно изгибается и склоняется мордой снова к земле. Ясно видны лапы и крылья. Туловище чудища, узкое, как стебель, покрыто точками, как изображение стеблей хмеля; хвост похож на корни растений. Рядом с женщинами – мужчина в вышитой рубахе. Он показан в прыжке или танце, правая рука его поднята вверх. Мужчина и женщина, сидящая справа, смотрят на ответвляющиеся парные ветки хмеля. Не этот ли обряд, связанный с неким богом Переплутом, описан в позднейших источниках: "…вертячеся пьют ему в розех" (приплясывая, вертясь, пьют в его честь из рогов)? Возможно, это архаичный Симаргл, который был охранителем корней растений, получил впоследствии (от переплетенных корней или плетей хмеля) имя Переплута.

145, 146. Браслет с изображением русального праздненства, найденный в Тверском кладе 1906 года. Створка и деталь (увеличено).
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственный Русский музей

147, 148. Створка браслета с изображением "древа жизни" (в виде хмеля), кентаврообразного существа, зверя с "процветшим" хвостом. Деталь створки сильно увеличена.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Государственный Русский музей

На створках браслетов, хранящихся в Государственном Историческом музее, помещены в арочках птицы и зайцы. Перед зайцами изображены чаши с поддоном вроде тех, из которых пили во время русальных действий. (Известно, что у литовцев существовал "заячий бог", покровитель растительности. Возможно, что у русских тоже существовали подобные представления; недаром на зайцев в Древней Руси было "табу", и вплоть до XVII века они не употреблялись в пищу.) На других створках в двух арочках содержатся изображения сидящей женщины с браслетами на руках и мужчины; в двух остальных арках мы видим фигуры мужчины, играющего на музыкальном инструменте, и женщины, которая пляшет, распустив до земли рукава.

149. Браслет. Створка с изображением зайца и птицы.
Серебро. Позолота, гравировка. XII в.
Государственный Исторический музей

150. Браслет. Створка с изображением плясуньи и музыканта.
Серебро. Позолота, гравировка. XII в.
Государственный Исторический музей

На киевском браслете кроме двух Симарглов и птицы, прячущей голову под крыло, тоже изображены человеческие фигуры. В середине – гусляр в колпаке, в длинной вышитой рубахе. Он играет на асимметричных пятиструнных гуслях. В левой арке – женщина в паневе или плахте, в вышитой рубахе. Женщина пляшет, доставая опущенными рукавами до земли. В правой арке – пляшущий мужчина, одежда которого также украшена вышивкой. У мужчины меч и щит. Мы знаем, что на игрищах иногда устраивалось подобие турниров, где участники могли быть "поколоты в игрушке".

151, 152. Изображения плясуньи и гусляра на створках браслета.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

153, 154. Изображения танцора с мечом и Симаргла на створках браслета.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

155. Изображение Симаргла на створке браслета.
Серебро. Гравировка, чернь. XII в.
Киевский государственный исторический музей

Прекрасное изображение русалий есть на браслете, недавно найденном в Старой Рязани. На одной створке браслета изображены два Симаргла-Переплута с человеческими головами, корни хмеля, грифон и птицы. На другой створке над идеограммой воды (плетенка с волнистой линией и каплями) даны все персонажи "идольских игр русалий": гусляр, окруженный ветвями, играет на гуслях; девушка, изображающая русалку, пляшет с опущенными рукавами и пьет из чаши. В стороне, на проросшем пне, сидит "русалец", обязательный персонаж русальских игр, тоже пьющий из чаши. Около девушки изображена "скурата" – маска, упоминаемая в церковных выступлениях против русалий.

156. Браслет из клада, найденного в 1966 году в Старой Рязани.
Серебро. Позолота, гравировка, чернь. Конец XII – первая треть XIII в.
Рязанский областной краеведческий музей

157. Гусляр. Изображение на браслете (сильно увеличено).

Все эти изображения переносят нас в живую действительность XII века, когда даже княгини и боярыни в дни народных праздников покидали церковную службу ради шумных и веселых карнавалов, посвященных летним молениям о плодородии, и участвовали в "бесовских" действиях в колдовскую купальскую ночь, надевая на себя ритуальные украшения. Колты и браслеты XII – XIII веков показывают нам, что очень многие орнаментальные мотивы воспринимались как магически-охранительные и были связаны с идеей плодородия и с русальной заклинательной обрядностью, а это дает ключ к пониманию семантики декоративного искусства той эпохи вообще.

158. Маски скоморохов для русальных праздненств. Новгород.
Кожа. XIII в.
Государственный Исторический музей

Мастерство русских художников, тонко и любовно создававших разнообразное узорочье, восхищало современников и было хорошо известно за рубежами Руси.




Рыбаков Борис Александрович.

Художник И.Жихарев.
Фотограф М.Успенский.
Редактор Ю.Кузнецова.
Художественный редактор С.Гусева.
заказ № 005523
Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.

Оцифровала, упорядочила и сверстала - Julia, "Срібний Вовк", Львів, 2005 р.

Сторінка:  1 2 3 4 5 6 7
Надрукувати | Відправити | переглядів: 66728 |

 Автори  Правила  Copyrights 2005-2006 (c) Срібний вовк (Львів)

Запчасти seat Каталог запчастей. Объявления о продаже автомобилей и запчастей optimal-auto.com.ua Самые дешевые диваны Информационный портал о дверях Кресла, кушетки, диваны mebel-today.ru Советую купить котел быстро и надежно. . все о теплицах теплицы украина теплицы киев
Запчасти seat Каталог запчастей. Объявления о продаже автомобилей и запчастей optimal-auto.com.ua Самые дешевые диваны Информационный портал о дверях Кресла, кушетки, диваны mebel-today.ru