Срібний вовк (Львів) Клуб історичної реконструкції - Срібний вовк
Привіт, гість

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ X-XIII ВЕКОВ

07 Вер, 2013 - 06:14 Українська Російська
Головна
Проекти
Архіви
Форуми

 

 
 

У даний час 0 користувачів онлайн.

Ви анонімний користувач.




Czехо-Sловацька реконструкція - або як Фавн побував на фесті >>

Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков

Опубліковано: Julia | Чт, 13 Жов, 2005 Надрукувати | Відправити | переглядів: 66883 |

Веб-переложение иллюстрированного альбома. Множество больших фото. Украшения, амулеты, русальные браслеты. Текст - Б.А. Рыбаков. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971.

Сторінка: 1 2 3 4 5 6 7 >
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ X-XIII ВЕКОВ

Рыбаков Б.А.
Иллюстрированный альбом.
Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.


Предупреждение: суммарный объем фото - около 30 Mb. Большая часть фото имеет размеры от 100 до 500 kb. Отдельные фото могут быть и большего объема.
Julia.


И тако украсил добре, яко не могу сказати оного ухищрения по достоянию довольно, яко многим происходящим от Грек и иных земель глаголати: "Нигде же сицея красоты бысть!"
"Житие Бориса и Глеба"
описание работы русского мастера начала XII века



В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но все же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелетия. Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось соседство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всему Старому Свету.

Особый интерес представляют для нас многочисленные украшения княгинь и боярынь, зарытые в момент нашествия Батыя и так и оставшиеся в земле после гибели их владельцев во время жестокой расправы татар с населением русских городов. Богатая коллекция этих кладов из Киева, Чернигова, Владимира, Рязани и других городов раскрывает перед нами во всем блеске техническое совершенство и круг оригинальных художественных образов, созданных русскими мастерами золотых и серебряных дел в XII—XIII веках. Специальный раздел составляет церковное искусство. Здесь традиции русского народного умельства переплетались с византийскими и романскими.

Истоки русского народного искусства уходят в глубину тысячелетий. Древние славяне на своем историческом пути соприкасались со скифами и сарматами, с предками литовцев, латышей, заходившими ранее далеко на юг, и с финно-угорскими племенами лесного северо-востока. В процессе ассимиляции славяне восприняли многое из фольклора и изобразительного искусства славянизируемых соседей северо-запада и северо-востока. Но в этом кратком очерке нет возможности остановиться на сложной предыстории русского средневекового искусства. Мы начнем рассмотрение его с тех произведений, которые могут быть своеобразным эпиграфом ко всему искусству древней Руси, с турьих рогов из Черной Могилы.

1. Турий рог из Черной Могилы в Чернигове.
Оковка серебряная. Позолота, чеканка, резьба, чернь. Х в.
Государственный Исторический музей

2. Турий рог из Черной Могилы в Чернигове.
Оковка серебряная. Позолота, чеканка, резьба, чернь. Х в.
Государственный Исторический музей

3,4. Оковка турьего рога из Черной Могилы. Фрагменты (увеличены).
Серебро. Позолота, чеканка, резьба, чернь. Х в.
Государственный Исторический музей

В середине X века, примерно в эпоху князя Святослава, у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожженных, по обычаю, на погребальном костре. Умерших проводили, выпив в их честь из священных сосудов — турьих рогов, окованных серебром. При раскопках рядом с рогами был найден ритуальный нож для заклания жертв (быть может, и пили не мед и не пиво, а кровь жертвенного животного?). Турьи рога - обязательный атрибут славянских языческих богов, позднее – обязательная принадлежность свадебного обряда.

Широкие устья обоих рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.

Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных. Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы - два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура — женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья - прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку. Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если се главным момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.

Значение этого турьего рога очень важно; его художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков.



Сторінка: 1 2 3 4 5 6 7 >
Надрукувати | Відправити | переглядів: 66883 |

 Автори  Правила Про нас Контакти  Copyrights 2005-2021(c) Срібний вовк (Львів)

Самые весёлые паровозики из чаггингтона. . кошельки портмоне оптом в москве. . Продажа металлоискателей. Цены на металлоискатели в магазине metall-detector.com в Донецке . Водоросли - купить одеяло.
Самые весёлые паровозики из чаггингтона. . кошельки портмоне оптом в москве. . Продажа металлоискателей. Цены на металлоискатели в магазине metall-detector.com в Донецке . Водоросли - купить одеяло.