Срібний вовк (Львів) Клуб історичної реконструкції - Срібний вовк
Привіт, гість [ Реєстрація | Увійти ] 23 Тра, 2013 - 09:45 Українська Російська
Головна
Проекти
Архіви
Галерея
Форуми
Стежки

 

 
 

У даний час 0 користувачів онлайн.

Ви анонімний користувач.




Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков >>

Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии

Опубліковано: Julia | Ср, 21 Гру, 2005 Надрукувати | Відправити | переглядів: 37637 |

Небольшая, но интересная книга, написанная духовным лицом - протоиереем А.Шабановым, посвящена одной из легендарных исторических личностей - святому Патрику. В книге рассказывается не только о личности просветителя Ирландии, но и об основанной им Кельтской церкви, о событиях тех давних времён и о возможных связях церкви св.Патрика с Русью.

Сторінка:


Кельтское монашество как оригинальное духовное явление появилось благодаря св.Мартину Турскому, занявшему епископскую кафедру в г.Тура в 372 г. Церковь, которую он основал, сыграла большую роль в Галлии, наименьшей римской провинции западной части империи. Монашество, зародившееся на Востоке к концу VI в., стало самой значительной силой и в Ирландии. Св.Патрик в короткие сроки основал в стране монашеское движение. В общественной жизни ирландские монахи имели только одно твёрдое основание, которым был бы род или клан. В нём они оседали, глава клана жертвовал земли для монастырских построек. Так создавались нерушимые связи, и даже сан аббата часто передавался по наследству, внутри наиболее богатой и влиятельной семьи. Наместник монастыря, таким образом, не только возглавлял монашескую общину, но становился во главе всей христианской жизни клана. Как правило, он возводился в сан епископа. Для ирландцев и не было особой разницы между аббатом и епископом, даже Папу Римского они именовали "Римским аббатом". Кельтская церковь создавалась как объединение не связанных друг с другом, независимых монашеских церквей. Мы не очень много знаем о раннем времени монашеской истории, но более поздние агиографические данные всё же дают возможность реконструировать тот начальный этап. В первое столетие после миссии св.Патрика монастыри были совсем простого устройства. К хижине настоятеля примыкали кельи насельников, и строилась часовня. Келья представляла собой небольшое, сплетённое из веток сооружение, напоминавшее старый улей или иглу (эскимосскую постройку изо льда) – в ней жили один-два инока. Позднее стали возводиться круговые ограждения из камней и земляной насыпи. Церковь строили из дубовых крепких досок, но иногда это была белая мазанка. Отдельно стоял дом для гостей и трапезная. Если монастырь расширялся, то появлялось и здание школы. Пища, книги, церковная утварь, сосуды для алтаря, лодки, лошади – всё это и многое другое, необходимое для жизни обители, добывалось и создавалось самой общиной, в результате монастырские мастерские стали главными центрами ремёсел в стране. Любопытно, что по мере роста монастыря монахи вместо того, чтобы строить новую, большую церковь, предпочитали возводить дополнительные часовни или небольшие храмы на той же территории. Св.Беда Достопочтенный пишет, что они были в основном "не из камня, а из обтёсанного дуба с тростниковой крышей", и ни один из них, конечно, сохраниться не мог. Даже археологические раскопки ничего не могут нам рассказать. Впрочем, считается, что их вид был почти с точностью воспроизведён в каменных постройках более позднего времени. Эти храмы не имеют архитектурных притязаний, но как замечает Leask: "Они имеют особое значение, так как развивались, в отличие от им подобных в Западной Европе того же времени, в почти полной независимости от римских традиций в строительстве". Согласно известному описанию VII в. (у Cogitosus), церковь св.Бригиты в Килдарском монастыре была зданием "со множеством окон, разделённых завесами или щитами на три части, украшенным рисунками или драпировками из холста и с дверью изящной работы". Около храма ставили колонну с крестом, или он высекался на больших каменных плитах. Со временем вместо простого креста появляется детально более проработанное и украшенное витиеватым кельтским орнаментом распятие с предстоящими фигурами. Крестному знамению вообще придавалось большое значение, и в этом тоже можно усмотреть православное восточное влияние, тем более, если учитывать, что под напором исламской экспансии многие восточные иноки находили себе прибежище в западных монастырях. Крестное знамение совершали над бадьёй во время дойки, над земледельческим и ремесленным инструментом, им защищались от демонов, диких животных и морских чудовищ, в которых кельты ещё верили. Большие каменные кресты устанавливались в ознаменование важных событий на кладбищах.

Когда корабли с монахами отправлялись в плавание, мачта и рея сооружались в форме креста и несли этот знак как знамя победы. В одной из галльских песен есть такие слова:

О, Святый Боже Правды,
О, Любящий Боже Милости,
Осени меня крестом от заклятий,
Осени меня крестом от чар,
Сострадающий Боже жизни,
Сохрани меня от пагубной силы чарующих женщин.

Богослужебная практика в ирландских монастырях была тоже более близка к восточному православию, чем к Риму. Устав и внутренние правила скорее напоминали восточную аскезу, чем распространённые на Западе положения св.Бенедикта. Монахи принимали на себя различные подвиги. Можно было увидеть в ручьях и озёрах иноков, которые, стоя по шею в холодной воде часами и даже днями, распевали псалмы и творили молитву. Питались просто. Мясо не ели. Разрешалась рыба в небольших количествах, овощи, хлеб и множество молочных продуктов. В монастыре св.Коламбы на о.Айона монахи делились на три степени. Старшие иноки должны были совершать службы, переписывать Библию и другие св.тексты. Средний уровень состоял из рабочей братии, которая выполняла множество монастырских послушаний и вела хозяйство. Младшие проходили различного рода обучение, прежде чем им доверяли серьёзные дела. Все были одинаково одеты в длинную белую тунику с капюшоном и кожаные сандалии. На службу облачались в специальные белые рясы.

Особого разговора требует кельтская тонзура. Римские монахи остригали только макушку головы, причём так, чтобы оставался круг недлинных волос. Она называлась "тонзурой св.петра", и её пытался ввести в Ирландии св.патрик, в чём не смог преуспеть. Кельтскую тонзуру привёз на континент св.Коламба, и она прожила много лет в Британии, Бретани как символ сопротивления Риму. Св.Беда Достопочтенный в VIII в. раздражённо писал: "Единственные люди, которые настолько глупы, чтобы не соглашаться со всем миром, - шотландцы да из упрямые последователи – пикты и бритты, которые населяют только часть этих двух островов в далёком океане". Римляне считали, что кельтскую тонзуру изобрёл Симон Маг, так как он принадлежал к сословию друидов, и видели в ней языческие черты. Эта тонзура впечатляла. Монах-кельт выбривал голову в направлении затылка, от уха до уха, вся передняя часть головы оказывалась обнажённой, а сзади волосы росли практически до плеч.

Монастыри станут европейскими университетами в эпоху варварских нашествий и войн. В них сохранятся латинский, греческий и еврейские языки, там будут сделаны уникальные книги в кожаных переплётах, и с изумительной каллиграфической вязью, а самое главное, из этих обителей отправятся ирландские монахи-миссионеры с проповедью Христа в Европу и далее.

Ричард Хеннинг в своём обширном трёхтомном труде "Неведомые земли" описывает открытие ирландскими отшельниками Гебридских, Шетландских, Фаррерских островов, Исландии и даже достижение ими берегов Америки раньше норманнов. Он пишет: "Охваченные стремлением к уединению, ирландские монахи вынуждены были уходить всё дальше и дальше в неизведанные морские просторы, несмотря на то, что этим религиозным людям был совершенно чужд какой-либо интерес к географии, они тем не менее необычайно способствовали открытию новых неизведанных островов и помогли проложить пути, которые привели к открытию Нового Света". Жизнь св.Патрика очень символична и недаром является одним из источников кельтской святости, частью её основания.

Дон Луи Кугауд замечает: "Древние кельты имели совершенно иное представление о святости, чем мы. Прежде всего, святость была очень привязана к какому-либо месту. Галльский святой не обязательно был ирландским святым, и Римская церковь отказывала в притязании на святость и галлам, и ирландцам". Как нельзя лучше к церкви св.Патрика подходят слова Блаженного Августина: "Призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны".

В отличие от "красного мученичества" (отдать жизнь за Христа) или "зелёного мученичества" (участвовать в суровой аскезе) кельты посвящали себя "белому мученичеству" (проводя годы вдали от дома и очага в молитве). У них было особое слово "хираэтх" для обозначения тоски по дому.

Ирландец так сильно зависел от семьи в своём положении, правах, привелегиях и общем благосостоянии, что когда он искал для себя смирения, когда хотел исполнить слова Христа "возьми крест и иди за мной", то само по себе добровольное изгнание представлялось ему как один из действительно тернистых путей. Монах был должен оставить свой народ, семью и отправиться жить среди чужеземцев. Но чужая земля может разбить человеку сердце, сломать волю, сделать его безумным. В чужой земле легко потеряться, тем более, если ты одинок, беден и полон сомнений. Глубокий духовный смысл "белого мученичества" заключается в том, что не только миссионерский порыв уводил ирландских монахов сначала на озёра, безлюдные острова вдали от побережья, а после и далее, а в том, что вдохновлённые примером св.Патрика они ради Христа становились изгнанниками, оставляя земную родину для Отчизны Небесной. Здесь следует вспомнить и ап.Павла, писавшего: "Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим. 12,1).

Можно сказать, что после трудов св.Патрика в Ирландии началась новая история. Кельты прониклись новой идеей, осуществление которой их захватило необычайно сильно. П.Чаадаев очень верно высказал одну христианскую мысль: "Прекрасная вещь – любовь к Отечеству, но есть ещё нечто более прекрасное – это любовь к Истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к Истине создаёт мудрецов, благодетелей человечества… не через Родину, а через Истину ведёт путь на небо". И здесь следует продолжить (чего не делает Чаадаев), что "Истина", согласно Евангельскому Откровению, есть сам Христос Спаситель.

Англо-саксонский монах-летописец девятого века Ненний в "Истории бриттов" (сохранился ирландский перевод XI в.) восторженно пишет о просветителе Ирландии (Ибернии): "Святой Патрик в течение сорока лет проповедовал чужестранцам Христово Евангелие, совершал апостольские чудеса, возвращая слепым зрение, а глухим – слух, исцелял прокаженных, изгонял из тел человеческих одержавших их бесов; он воскресил девять покойников, выкупил на свои средства множество пленников обоего пола, составил триста шестьдесят пять или даже больше молитвословов. Основал столько же, то есть триста шестьдесят пять церквей. Рукоположил триста шестьдесят пять или даже более епископов, в коих обитал Дух Божий. В священнический сан он возвёл около трёх тысяч человек и обратил в веру Христову и окрестил лишь в области Коннахта двенадцать тысяч; кроме того, в один день Патрик окрестил семерых королей, сыновей короля Амолгита. Сорок дней и сорок ночей постился Патрик на вершине холма Эйле, то есть Круахан Эйле, где, находясь под открытым небом, смиренно обратился к Всевышнему с тремя мольбами о трёх ибернцах, которые приняли святую веру. Первая его мольба, как говорят скотты, состояла в том, чтобы всякий, хотя бы подойдя к пределу жизни своей, покаялся; вторая, чтобы никогда не истребляли их чужестранцы; третья, чтобы никто из ибернцев не дожил до суда Божьего, но ради святого Патрика окончил жизнь за семь лет до этого дня. Патрик благословил народы Ибернии, находясь на том же холме, на который взошёл, дабы помолиться за них и узреть плоды своих трудов им на пользу. И слетелись к нему неисчислимые многоцветные птицы, дабы он благословил также и их, и это обозначает, что все святые обоего пола родом из ибернцев в день Страшного суда предстанут ему, своему отцу и наставнику, чтобы последовать за ним на судилище. Позднее в благостной старости он вознесся туда, где ныне вкушает и вовеки будет вкушать безмятежную радость".





Сторінка:
Надрукувати | Відправити | переглядів: 37637 |

 Автори  Правила  Copyrights 2005-2006 (c) Срібний вовк (Львів)